?

Log in

 
 
20 January 2009 @ 02:53 am
Пройти по Абрикосовой, свернуть на Виноградную  

александр шевченко - партия в шары - 2006

Такой выставке обрадуются даже небольшие любители музеев. Оказывается, кому-то из нас надо прекратить комплексовать по поводу хронической необразованности в современном искусстве, а другой части - перестать умничать по поводу течений и направлений. Музей изоискусств музейного комплекса приглашает всех (включая даже детей) на «просто хороших художников», представленных на выставку «Pro Радость» (в переводе – «Для радости»), расположившуюся в камерном зале на третьем этаже.

Здесь мы обнаруживаем небольшое собрание лиричных пейзажей двух московских живописцев, Константина Сутягина и Александра Шевченко, призванных убедить зрителя, что «Современное искусство в музее» не только существует, но еще и радует. Оно не обязательно кризисное и выхолощенное. Бывает и по-другому.

 Картины расположены не под стеклом, даже не в рамках, художественная манера живописцев – эскизна, небрежна, поэтому сообщает работам оттенок незавершенности, легкости, эмоциональной мимолетности. Авторы – «консерваторы» - по-прежнему не чураются по старинке выходить с этюдниками на воздух и передавать свои ощущения – цветом. Сразу видно, что перед нами дуэт – Сутягин и Шевченко дружат «в реале», смотрят на мир в одну сторону и творят в похожей манере. Иногда манеры сливаются – только по подписям отличишь, где кто. У Сутягина подпись старательно-детская, как в тетрадке первоклассника. Зато Шевченко чуть более старается в прописывании натуры.

Художники – словно симпатичные, улыбчивые собеседники, которые протягивают руку своему зрителю и приглашают их чуть сощуриться (поэтому-то изображения нечетко-двоящиеся, близорукие), – посидеть со своими персонажами в кафешке, прогуляться по старым знакомым, в этот час немноголюдным площадям, послушать духовой оркестр, понаблюдать за байдарочниками на «Водном празднике». Кстати, сеансы прогулок можно осуществить вплоть до 28 февраля, - потом они отправятся радовать жителей Екатеринбурга.

Москвичи – часть проекта «Pro Радость», который в прошлом году запустил директор Ханты-Мансийской галереи современного искусства Владимир Назарский. Похоже, он задался целью собрать коллекцию работ эмоционально цельных живописцев. Кроме Сутягина и Шевченко, в эту же компанию вошли более склонные к абстракции, но тоже позитивно-созерцательные художники Владимир Фатеев и Елена Юдина (Новосибирск).

Пейзажи путешествует за Уралом в отрыве от своих авторов. В Тюмени за «радость» отвечает куратор выставки Татьяна Сергейчук. Она специально не стала наклеивать на художников ни единого ярлыка (типа «постимпрессионизм» или что-нибудь в этом духе). Зато нашла им место во времени. На открытии говорила о том, что Сутягин-Шевченко волшебным образом преодолели постмодернистский кризис (=саркастическое заимствование и компоновка стилей, бесконечные парафразы), отложили в сторонку рассуждения об искусстве, занялись собственно искусством. И выиграли – оказались не вне времени, но впереди его - предвосхитили «голод» зрителя по простым вещам. Вообще, по живописной манере они сродни художникам первой трети XX века (импрессионисты во Франции и «Бубновый валет» в России), по духу же - шестидесятники. Но оттепель у них не общественная, не коллективная, не соборная.

Это не бетховенская «Ода к радости» - «Обнимитесь, миллионы». Это переживаемые лично мгновения гармонии с самим собой. Все-таки открытый французами- импрессионистами жанр – вещь замечательная. Пишется не реальность, а слепок своего впечатления. Наши художники имеют к импрессионизму непосредственное отношение. Есть даже географически точные доказательства – в экспозиции хватает именно парижских «впечатлений» (эскизно прописанная Эйфелева башня, берега Сены…)

Неслучайно герои этих картин – люди неторопливые и созерцающие, растворенные в пейзаже. Кто разложил партейку в шахматы, кто катает шары в парке, а вот три фигурки, выведенные акцентным пятнышком в перспективе бесконечных снегов – запечатлена семья, спешащая на городские горки.

Сутягин больше поездил – вот известковые уступы «Севастополя», водный аквамарин «Балаклавы», «Синий вечер» у Эйфелевой башни,…Бретань, Венеция... Вообще, на выставке много водного и текущего – картины маслом, но словно акварельные.

Как истинные «гении своего места», художники пишут столицы. Александр Шевченко - «Александровский сад», «Исаакиевскую площадь» - это где памятник Петру на камне. Банально? – но речь не о парадном портрете, а о сиюминутном о нем впечатлении. По волшебству, затерто-туристическое место становится вдруг лиричным, щемяще-нежным уголком воспоминаний. А, например, агрессивный по смыслу дорожный знак «въезд запрещен» в народе - «кирпич») от Сутягина делается приятным красным акцентом в общем «интерьере» «Улицы Ольховки». Сутягинская же «Москва-Столица» (2007) – это где за башней Кремля уютно (!) дымит вышками ТЭЦ. Такой подход - не украшательство, но доброе приятие действительности. 

На выставке звучит легкий джаз, для желающих отдохнуть на скамейку выставлены шахматы, есть даже трехколесный велосипед для детишек. (Авторы экспозиции сожалеют, что он слишком новый – другого в коллекции краеведов просто нет. Музейщики мечтают, что однажды горожане сдадут в фонды экземпляр постарее). Все направлено на то, чтобы в зале царила радостная и раскованная атмосфера.

 

 
 
 
...mrs_maggy_may on January 20th, 2009 06:41 am (UTC)
Чувствуется голодный до приятных событий обозреватель))